Методическая разработка по теме «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Слово «технология» происходит от греческого слова«techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни? (ИГРОВАЯ) (слайд 2)

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетнойобразовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организацииобразовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

- для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;

- в качестве НОД или его части

- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. (слайд 3)

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Место и роль применения игр в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.(слайд 4)

1)В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

2) По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, и др.

3) Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами (дидактические, подвижные). Хочу остановить своё внимание на группе игр по характеру игровой методики:

4). По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

5). По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Рассмотрим группы игр по характеру игровой методики:

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

Например игра «Чудесный мешочек» Цель: уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, дети овладевают сенсорными эталонами.

«Времена года» Цель: систематизировать знания детей о явлениях неживой природы.

«Найди по листу дерево»«Узнай на вкус»«Найди такой же листик» Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. И др. игры.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Среди авторов современных педагогических технологий

выделяется: Технология организации сюжетно-ролевой игры Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.

Сюжетно-ролевая игра включает в себя сюжет игры, содержание, роль.

Сюжет- сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, и представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

3. Содержание- то, что отражается ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.

4. Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Коротковой, игры развиваются в следующей последовательности:

- младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

-средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

-старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра- драматизация)

Н. Я. Михайленко выделяет следующие принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу«открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику.

Игра не появляется у ребёнка сама собой, а формируется у него стихийно, или целенаправленно. Ребёнок поэтапно овладевает всё более сложными способами построения игры, в следующей последовательности:

1. Предметно-действенный способ построения игры.

От одного года до 2,5 лет.

Это может начинаться, как только ребёнок овладел рядом простых практических действий, освоил назначение бытовых предметов (ложкой едят, расческой причесываются).

2. Ролевой способ построения игры.

От 3 лет до 5 лет.

Приход к ролевому поведению в игре связан с возможностями ребёнка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием речи.

Ролевое поведение как способ построения игры можно формировать, начиная с 2,5- 3 лет.

3. Сюжетосложение. Возраст от 5 лет может быть выделен как условная граница перехода к формированию сюжетосложения - способа построения игры.

В нашей группе мы выделили игровые центры, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры. Организуя игру, я стараюсь занять позицию включённого партнёра: прошу ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

Игра должна развёртываться особым образом, так, чтобы для ребёнка «открылась»необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развёртывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении двух условий:

1. использование многоперсонажных сюжетов с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Состав игры при этом принимает вид «куста»:

Приведём примеры нескольких конкретных «кустов» ролей:

Если для использования в игре реалистической тематики нам педагогам придётся подумать о том, как построить возможный «куст» ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами); они также могут быть использованы как основа для игры с детьми. Игры по мотивам сказочных сюжетов целесообразно развёртывать с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, они чувствуют себя в такой игре более уверенно.

Рассмотрим формирование «куста ролей» на конкретных примерах.

Педагог приглашает педагогов для демонстрации примера:

- Миша, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером? А я - пассажир. Давай, будто на красный свет поехали, а нас милиционер остановил?

Педагог

- Я теперь буду полицейским.

Педагог проверяет права, спрашивает:

- Куда едете?

Педагог проверяет неисправность машины. Дальше он предлагает шоферу:

- Давай рядом с твоей машиной ехала ещё одна машина – грузовик. Я теперь - шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог починить.

Педагог благодарит педагогов за помощь.

Сколько ролей имеет этот «куст» сюжетной игры?

Педагог: Как мы видим, сюжет развёртывается постепенно. В первом событии в игре взаимодействуют шофёр и пассажир, во втором - шофёр и полицейский, в третьем – шофёр и шофёр другой машины.

У ребёнка могут возникнуть собственные предложения в ходе игры -необходимо их принять. Ребёнок может отвергнуть полицейского, а предложить съездить на заправку, на работу к маме, в магазин и т. д.

Педагог:Однако переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать ещё более отчётливым, используя особые методические приёмы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек — телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор».

Например:

Приглашаю педагогов- немножко по играть. Игра может строится на основе уже известных детям сюжетов с парными взаимодополнительными ролями («дочки — матери»,«больница»«магазин» и т. п.). Первоначально, чтобы помочь детям включиться в«телефонные разговоры», воспитатель распределяет роли следующим образом: себе берёт основную роль (например, «доктора», а детям предлагает одинаковые дополнительные роли («пациентов»).

Выбрав спокойное место и расположившись так, чтобы все участники были обращены лицом друг к другу (за столиками или на ковре кружочком, педагог вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлечённым в игру педагогам-детям: «Давайте поиграем в телефон. Здесь как будто ваши дома. У каждой телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь. У меня телефон звонит. Алле! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?. Больная девочка? Что у тебя болит?»

Педагог развертывает ролевой диалог с одним педагогом-ребёнком (выясняет характер болезни, предлагает больной прийти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой и т. п., а затем переходит к взаимодействию со вторым участником: «Опять у меня телефон звонит. Дзинь. Это доктор слушает. Кто мне звонит? Еще больная?» Диалог со вторым ребёнком-«пациентом» строится аналогичным образом, но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от инициативных ролевых высказываний ребёнка.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры —совместным сюжетосложением.

Сюжетосложение включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнёров-сверстников: обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к всёболее сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного«расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

1. Совместное «вспоминание» (пересказ известной сказки).

2. Частичное преобразование известной сказки. Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта, волшебного средства. В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этогоцелесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы.

3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.

Немного поиграем: приглашаю 3-4 педагогов- помощников для демонстрации примера, предлагает их сесть в круг, начинает сказку:

У Емели была сестра, и родители попросили отвезти её в детский сад….

Педагоги-дети продолжают начатый сюжет.

Например, Но Емеля не знал, где находится детский сад. Емеля попросил друга найти детский сад. Они вместе отправились в дорогу. По дороге Емеля предложил зайти в магазин, чтобы купить сестре конфетку. Вместе они смогли отыскать детский сад, забрать сестрёнку и угостить её вкусной конфеткой.

Педагог приглашает педагогов для демонстрации примера:

-Я буду волк, а ты - Красная Шапочка (я повстречал тебя в лесу.)

Игра проводится по сказке. Можно предложить, будто волк и Красная Шапочка отправились к бабушке вместе с волком…и т. д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

Совместную сюжетную (творческую) игру с детьми я организовываю в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобным является время перед полдником и после него, когда дети находятся в помещении групповой комнаты. Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне (предоставив детям предметы для манипулирования, сюжетные игрушки, материалы для конструирования, уделяли время для игры с тем или иным ребенком или парами детей, преследуя цели формирования у них игровых умений.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими). С дошкольниками могут быть использованы: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта», важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического ихиспользования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

Д/И «Найди дружочка»

Говорят на вкус и цвет

Что друзей на свете нет

Мы игрушки разберём

И товарищей найдём.

Разбирайте игрушки, пока музыка звучит – вы двигаетесь; музыка останавливается – слушаете внимательно задание.

1. Ты на цвет свой посмотри

И пару себе найди.

2. Ты на форму посмотри

И пару себе найди.

IV группа игр, интеллектуальных игр: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай»«Что? Где? Когда?» и т. д. Данные важная составная часть образовательной работы познавательного характера.

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Мы с вами сейчас поиграем в интеллектуальную игру:

«Заморочки из бочки

Вопросы:

1. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в«Дочки-матери»«Парикмахерская»,«Больница»«Детский сад»«Магазин»«Автобус»«Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр»«Столовая».)

2. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека»,«Поликлиника»«Салон красоты»«Библиотека»«Мы строители»«Космонавты»,«Военные»)

3. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построениювоображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

4. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации).

5. Это воспроизводится сфера деятельности, которая детьми, представляющий собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. (Сюжет)

6. Это то, что воспроизводится ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.(Содержание)

7. Это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. (Роль).

Молодцы, справились с вопросами. Ну что, ж, идем дальше. А сейчас я вам предлагаю«зарядку» для ума под названием«И все-таки игра!».

1. Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)

2. Современный легкий детский конструктор. (лего)

3. Спутник жизни детей. (игрушка)

4. Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)

5. Первая игрушка малыша. (погремушка)

6. Место покупок в быту и в игре. (магазин)

7. Что распределяют между собой участники игры? (роль)

8. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры. (атрибуты).

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, они направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. Впроцессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание наобразовательной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение образовательной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Рефлексия семинара-практика

“Пять строчек по правилам”. Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы.

4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме.

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Например:

1. игра

2. веселая, развивающая

3. выяснить, оценить, развить

4. я люблю придумывать игры

5. моделирование ситуации (разыгрывание ролей).

 

Разработала педагог-психолог МБДОУ детский сад № 11 «Светлячок» Баранова М.Г.